За столетие существования автомобиля несомненно монопольным аспектом преобладала классическая схема компоновки, при которой движок располагался спереди, а ведущие колеса — в задней части.
Передача крутящего момента от двигателя и объединенной с ним в единый силовой агрегат коробки передач осуществляется через карданный вал к главной передаче заднего моста и через дифференциалы на полуоси ведущих колес.
Неоспоримые преимущества:
конструктивная простота передней подвески; просторный отсек с мотором; относительно равномерное изнашивание шин; повышенная проходимость при увеличении полезной нагрузки задней оси; высокий КПД коробки передач; эффективное охлаждение двигателя встречным потоком воздуха.
Легендарная « Копейка» стала родоначальником семейства моделей Волжского автомобильного завода (ВАЗ):
ВАЗ-2101,-02 и -011;
ВАЗ-2103,-06;
ВАЗ-2105, -04 и -07, которые дали качественно новый уровень развитию отечественного автомобилестроения.
Основной недостаток классической компоновки — наличие карданного вала, проходящего через весь салон, да к тому же еще, полезный объем автомобиля нерационально занимается балкой заднего моста с главной передачей. Эти недостатки особенно ощутимы при создании автомобилей малого класса. Здесь классика ощутимо сдает свои позиции переднеприводной компоновке.
На ВАЗе переднеприводные автомобили теснят классические «Жигули». Московский АЗЛК, еще в пору своей деятельности, полностью перешел на выпуск переднеприводных «Москвичей» (A3ЛK-2140, -41). Классической компоновке пока остается верен завод «Ижмаш» (ИЖ -27151, ИЖ-21251).
Если же говорить об автомобилях среднего и большого классов, то классическая компоновка преобладает и даже конструктивно совершенствуется, обеспечивая очень благоприятное распределение массы автомобиля и хорошую шумо- и виброизоляцию салона. Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) всем рядом моделей своих автомобилей: М-20 «Победа», М-21 «Волга», ГАЗ-24, ГАЗ-ЗЮ29, ГАЗ-ЗПО подтверждает эту тенденцию.
В особо малом классе изначально преобладала заднемоторная компоновка. Это и знаменитый «Жук» — «Фольксвагена», и итальянские «Фиаты», и чехословацкая «Шкода», и советский «Запорожец».
Достоинства: в единый блок скомпонованы двигатель, коробка передач и главная передача, которые легко демонтируются, а постоянная нагрузка задних ведущих колес обеспечивает небольшому автомобилю завидную проходимость.
Но существует и масса недостатков данной компоновки. Вот только основные из них:
сложный дистанционный привод переключения передач; потери мощности двигателя на вентилятор охлаждения; неравномерная нагрузка на шины; затрудненность глушения шума двигателя в связи с малой длиной системы выпуска отработавших газов; повышенная чувствительность автомобиля к боковому ветру; плохая управляемость на скользкой дороге.
Все это привело к заметному спаду производства заднемоторных автомобилей.